Содержание
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
5.
Общие положения…………………………………………………
Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки…………………………………………...
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество
лиц,
проходящих
спортивную
подготовку………………………………………………………….
Объем
дополнительной
образовательной
программы
спортивной подготовки…………………………………………...
Виды(формы)обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки………………………………………………………….
Годовой учебно-тренировочный план……………………………
Календарный план воспитательной работы……………………
План мероприятий, направленных на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним…………………………………………...
Планы и инструкторской и судейской практики………………….
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств………………………...
Система контроля………………………………………………….
Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, в том
числе к участию в спортивных соревнованиях………………….
Оценка
результатов
освоения
дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки…………..
Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации
лиц, проходящих спортивную подготовку, погодам и этапам
спортивной подготовки……………………………………………
Рабочая программа по виду спорта(спортивной дисциплине)...
Условия
реализации
дополнительной
образовательной
программы спортивной подготовки……………………………...
3
4
4
4
5
7
10
12
16
17
20
20
21
21
25
63
3
1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ
1. Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки по виду спорта «футбол» (далее - Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по
спортивным дисциплинам вида спорта «футбол» и его спортивных
дисциплин в Муниципальном казённом образовательном учреждении
дополнительного
образования
Новолялинского
городского
округа
«Спортивная школа»(далее- МКОУ ДО НГО «СШ») с учетом совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «футбол»,
утвержденным приказом Минспорта России от 16.11.2022 года № 1000 (далее
-ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки. А также содействие
всестороннему гармоничному развитию физических качеств, формирование
двигательных умений и навыков, формирование интереса к занятиям видом
спорта «футбол» и укреплению здоровья лиц, проходящих спортивную
подготовку.
4
2. ХАРАКТЕРИСТИКАДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки
В группы начальной подготовки могут быть зачислены лица старше 7
лет и выполнившие норматив общей физической и технической подготовки.
Длительность прохождения спортивной подготовки на этапе начальной
подготовки - до 3 лет. Минимальная наполняемость группы 14 человек,
максимальная наполняемость 28 человек.
Таблица1
Этапы спортивной
подготовки
Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)
Этап начальной подготовки
3
Возрастные границы Наполняемость
(человек)
лиц, проходящих
спортивную
подготовку(лет)
14
7
Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
Таблица2
Этапы и г оды спортивной подготовки
Этапный норматив
Количество часов
в неделю
Общее количество
часов в год
Этап
начальной подготовки
До года
НП-2,3
4,5-6
6, 8
234-312
312, 416
5
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки,
включают:
- учебно-тренировочные занятия;
- учебно-тренировочные мероприятия(таблица3);
- спортивные соревнования(таблица4).
Основными формами учебно-тренировочного занятия являются:
- групповые практические занятия;
- групповые теоретические занятия;
- индивидуальные тренировки с отдельными спортсменами;
- самостоятельные тренировки по планам самостоятельных работ;
- смешанныетренировкисоспортсменамиизразныхэтаповспортивнойподготов
ки.
Для обеспечения непрерывного учебно-тренировочного процесса,
подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха
(восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются
учебно-тренировочные мероприятия, являющиеся составной частью
(продолжением) учебно-тренировочного процесса в соответствии с перечнем
учебно-тренировочных мероприятий.
Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица3
Виды учебнотренировочных
мероприятий
№
п/п
Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество суток) (без
учета времени следования к
месту проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки
1.Учебно-тренировочныемероприятияпоподготовкекспортивнымсоревнованиям
1.1.
1.2.
1.3.
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
чемпионатам России,
кубкам России, первенствам
России
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
другим всероссийским
спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к официальным спортивным
-
-
-
6
соревнованиям субъекта
Российской Федерации
2.Специальныеучебно-тренировочныемероприятия
2.1.
2.2.
Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и
(или) специальной
физической подготовке
Учебно-тренировочные
мероприятия в
каникулярный период
До21сутокподрядинеболеедвух учебнотренировочных мероприятий в год
Спортивные соревнования
Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
соответствие возраста, планирования спортивной квалификации
обучающихся, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации
правилам вида спорта «футбол»;
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к
участию в спортивных соревнованиях;
соблюдение
общероссийских
антидопинговых
правил
и
антидопинговых правил, утвержденных международными организациями.
Организация,
реализующая
дополнительные
образовательные
программы спортивной подготовки, направляет обучающегося и лиц,
осуществляющих спортивную подготовку, на спортивные соревнования на
основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий
МАУ ДО «СШОР «Лидер», формируемого, в том числе в соответствии с
Единым календарным планом Свердловской области, межрегиональных,
всероссийских,
физкультурных
и
спортивных
мероприятий,
и
соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных
соревнованиях.
Объем соревновательной деятельности
Таблица4
Этапы и годы спортивной
подготовки
Виды спортивных соревнований, игр
Этап начальной подготовки
До года
Свышегода
Контрольные
3
4
Основные
-
-
7
Контрольные
соревнования
позволяют
оценивать
уровень
подготовленности обучающегося. В них проверяется степень овладения
техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств, психическая
готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных
соревнований дают возможность корректировать построение процесса
подготовки. Контрольными могут быть как специально организованные, таки
официальные соревнования различного уровня.
Основными соревнованиями являются те, в которых обучающемуся
необходимо показать наивысший результат на данном этапе спортивного
совершенствования. На этих соревнованиях обучающемуся необходимо
проявить полную мобилизацию имеющихся технико-тактических и
функциональных возможностей, максимальную нацеленность на достижение
наивысшего
результата,
высочайший
уровень
психической
подготовленности.
Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов
спортивной подготовки в структуре учебно-тренировочного процесса на
Этапах спортивной подготовки
При осуществлении спортивной подготовки необходимо учитывать
соотношение видов подготовки футболистов по годам подготовки .
Соотношение видов спортивной подготовки в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
Таблица5
№
п/
п
1.
2.
3.
Виды спортивной подготовки и
иные мероприятия
Общая физическая
подготовка (%)
Техническая
подготовка (%)
Тактическая, теоретическая,
психологическая
подготовка (%)
Медицинские, медико- биологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль (%)
5.
Интегральная
подготовка (%)
4.
Этапы и годы спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки
До года
Свыше года
13-17
13-17
45-52
43-49
1-2
1-2
3-5
3-5
32-36
34-39
88
Годовой учебно-тренировочный план
Таблица6
Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
№
п
/
п
До года
Виды подготовки и иные мероприятия
1. Общая физическая подготовка
2. Техническая подготовка
3. Тактическая подготовка, теоретическая подготовка, психологическая
подготовка
Контрольные мероприятия (тестирование иконтроль), медицинские, медико4.
биологические мероприятия, восстановительные мероприятия
5. Интегральная подготовка
Общее количество часов в год
НП-2,3
Недельная нагрузка в часах
4,5-6
6, 8
Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
2
2
Наполняемость групп(человек)
14-28
37
50, 54
110
140, 191
4
7, 8
8
14, 12
75
101, 151
234
312, 416
Календарный план воспитательной работы
Таблица7
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Направление работы
Содержание
Профориентационная деятельность
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое
изучениеи применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в
виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований
в качестве помощника спортивного
судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение навыков
самостоятельного судейства
спортивных соревнований;
- формирование уважительного
отношения к решениям спортивных
судей.
Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения у чебнотренировочных занятий в качестве
помощника тренера- преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного
отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе.
Здоровьесбережение
Организация и
Проведение дней здоровья и спорта,
проведение мероприятий, акций, флэш-мобов, бесед.
направленных на
формирование здорового
образа жизни
Режим питания и отдыха Практическая деятельность,
направленная на формирование
навыков правильного режима дня с
учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-
Сроки
проведения
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
2.3
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
5.
тренировочного процесса, периодов
сна, отдыха, восстановительных
мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов
закаливания и укрепления
иммунитета).
Охрана труда
Инструктаж обучающихся по охране
труда, оформление информационных
стендов для обучающихся.
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая
Беседы, встречи, другие
подготовка
мероприятия с приглашением
(воспитание патриотизма, именитых спортсменов, тренеров и
чувства ответственности ветеранов спорта с обучающимися и
перед Родиной, гордости иные мероприятия, определяемые
за свой край, свою
организацией, реализующей
Родину, уважение
дополнительную образовательную
государственных
программу спортивной подготовки
символов(герб, флаг,
гимн), готовность к
служению Отечеству)
Практическая подготовка Участие в:
- физкультурных и спортивно(участие в
массовых мероприятиях, спортивных
физкультурных
соревнованиях, в том числе в парадах,
мероприятиях и
церемониях открытия (закрытия),
спортивных
награждения на указанных
соревнованиях и иных
мероприятиях;
мероприятиях)
- тематических физкультурноспортивных праздниках, фестивалях,
конкурсах.
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка Показательные выступления,
направленные на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов
и их мотивации к формированию
культуры спортивного поведения,
воспитания толерантности и
взаимоуважения.
Участие в конкурсах, акциях
направленных на демонстрацию
творческого потенциала обучающихся.
Работа с родителями
Проведение информационноразъяснительной работы с родителями.
Организация и проведение совместных
мероприятий.
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
Всоответствиисч.2ст.34.3Федеральногозаконаот4декабря2007г.
№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
организации,
осуществляющие
спортивную
подготовку,
обязаны
реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в
том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную
подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях
допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную
подготовку под роспись с локальными нормативными актами, связанными с
осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми
правилами по соответствующим виду или видам спорта.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте
и борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для
спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным документом, на котором основывается Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как иправила
соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких
нарушений антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил
относятся:
1.
Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или
маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
2.
Использование или попытка использования спортсменом
запрещенной субстанции или запрещенного метода.
3.
Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи
проб.
4.
Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
5.
Фальсификация
или
попытка
фальсификации
любой
составляющей допинг контроля со стороны спортсмена или иного лица.
6.
Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом
со стороны спортсмена или персонала спортсмена.
7.
Распространение
или попытка
распространения
любой
запрещенной субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным
лицом.
8.
Назначение или попытка назначения спортсменом или иным
лицом любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной
субстанции или запрещенного метода, или назначение или попытка
назначения любому спортсмену во вне соревновательном периоде
запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенного во вне
соревновательный период.
9.
Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или
иного лица.
10.
Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного
лица.
11.
Действия спортсмена или иного лица, направленные на
воспрепятствование или преследование за предоставление информации
уполномоченным органам.
В
отношении
спортсмена
действует
«принцип
строгой
ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является
недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также
неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое
агентство обращает особое внимание на использование спортсменами
пищевых добавок, так как во многих странах правительства не регулируют
соответствующим образом их производство. Это означает, что ингредиенты,
входящие в состав препарата, могут не соответствовать субстанциям,
указанным на его упаковке.
Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по
проверкепрепаратов,рискахиспользованиябиологически-активныхдобавок,
процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих
антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном
стенде организации, осуществляющей спортивную подготовку. Также,
должен быть актуализирован раздел «Антидопинг» на сайте организации со
всеми необходимыми материалами и ссылками на сайт РАА «РУСАДА».
План-график антидопинговых мероприятий на этапе начальной
подготовке
Таблица8
Вид программы
Тема
Ответственный
за проведение
мероприятия
Веселые старты
«Честная игра»
Тренерпреподаватель
Теоретическое
занятие
«Ценности
спорта. Честная
Ответственный
за
Сроки
провед
ения
1-2
раза в
год
1раз в
год
Рекомендации по
проведению
мероприятия
Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Согласовать с
ответственным за
игра»
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство с
международным
стандартом
«Запрещенный
список»)
Тренерпреподаватель
1разв
месяц
Антидопинговая
викторина
Ответственный
за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА
По
назнач
ению
«Играй честно»
Онлайн
обучение на
сайтеРУСАДА1
Спортсмен
1разв
год
Родительское
собрание
«Роль родителей
в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
Тренерпреподаватель
1-2
раза в
год
Семинар для
«Виды
Ответственный
1-2
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Научить юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных
препарата для
самостоятельной
проверки дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА «РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
Проведение
викторины на
крупных спортивных
мероприятиях в
регионе.
Прохождение
онлайн курса-это
неотъемлемая часть
системы
антидопингового
образования. Ссылка
на образовательный
курс:
https://newrusada.triag
o nal.net
Включить в повестку
дня родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать
памятки для
родителей. Научить
родителей
пользоваться
сервисом по
проверке препаратов
на сайте РАА
«РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
Согласовать с
тренеров
нарушений
антидопинговых
правил», «Роль
тренера и
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА
раза в
год
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Планы инструкторской и судейской практики
Навыки работы инструктора и судьи осваиваются на учебнотренировочном этапе спортивной подготовки (этапе спортивной
специализации).
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Медицинская деятельность в Учреждении ведется в соответствии с
законодательством в области здравоохранения.
Медицинское обеспечение спортсменов, проходящих спортивную
подготовку, осуществляется спортивным врачом в соответствии с приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020
года N 1144н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку. Приказом Министерства здравоохранения
Свердловской области от 14.05.2021 969-п «Об утверждении порядка
оказания медицинской помощи детям, занимающимся физической культурой
и спортом, на территории Свердловской области».
Медицинское обеспечение обучающихся в рамках программы включает
в себя:
-углубленное медицинское обследование спортсменов один раз в год;
-дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных
соревнованиях, после болезни или травмы;
-санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами
проведения тренировок и спортивных соревнований, одеждой и обувью;
-контроль за питанием спортсменов и использованием ими
восстановительных средств, выполнений рекомендаций медицинских
работников.
Лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено
в «СШОР «Лидер» только при наличии документов, подтверждающих
прохождение соответствующего медицинского осмотра.
На этапе начальной подготовки - медицинское заключение с
установленной первой или второй группой здоровья, выданное по
результатам медицинского осмотра, на учебно-тренировочном этапе медицинского заключения о допуске к учебно-тренировочным занятиям и к
участию в спортивных соревнованиях.
Многолетний процесс физического воспитания и спортивнойтренировки
в «СШОР «Лидер» ведется с учетом возрастных особенностей развития
детей, уровня их подготовленности, особенностей развития физических
качеств и формирования двигательных навыков, а также специфики вида
спорта «футбол».
Одним из основных условий высокой эффективности системы
подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и
индивидуальных анатомо-физиологических особенностей. Это позволяет
правильно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора
средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и
соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений.
Средства восстановления подразделяются на три типа: педагогические,
медико-биологические и психологические.
Факторы
педагогического
воздействия,
обеспечивающие
восстановление работоспособности:
рациональное сочетание учебно-тренировочных средств разной
направленности;
правильное сочетание нагрузки и отдыха как в учебно-тренировочном
занятии, так и в целостном учебно-тренировочном процессе;
выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
полноценные
разминки
и
заключительные
части
учебнотренировочных занятий;
использование методов физических упражнений, направленных на
стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление и т.д.);
повышение эмоционального фона учебно-тренировочных занятий;
эффективная индивидуализация учебно-тренировочных воздействий и
средств восстановления;
соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для
тренировок.
Медико-биологическое обеспечение направлено на повышение
физической работоспособности и адаптации к интенсивным учебнотренировочным нагрузкам, психологической устойчивости, проведения
восстановительных и реабилитационных мероприятий.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская
парная баня или сауна. Данные средства назначаются и контролируются
врачом.
К
психологическим
средствам
восстановления
относятся:
психорегулирующие
тренировки,
разнообразный
досуг,
создание
положительного эмоционального фона во время отдыха, цветовые и
музыкальные воздействия.
Наибольший эффект дает комплекс, а не отдельные восстановительные
средства.
При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо
уделять
индивидуальной
переносимости
учебно-тренировочных
и
соревновательных нагрузок.
План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Таблица11
Этап спортивной
подготовки
Мероприятия
Врачебно-педагогические наблюдения
Предварительные медицинские осмотры
Этап начальной
подготовки
Периодические медицинские осмотры
Этапные и текущие медицинские обследования
Применение медико-биологических средств
Применение педагогических средств
Применение психологических средств
Применение гигиенических средств
Сроки проведения
В течение года
При определении
допуска к
мероприятиям
1раз в12 месяцев
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
3. СИСТЕМАКОНТРОЛЯ
Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки ,в том числе к
Участию в спортивных соревнованиях
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее Обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к
результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
Изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «футбол»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы(испытания) по
видам спортивной подготовки.
Оценка результатов освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
Оценка
результатов
освоения
Программы
сопровождается
промежуточной аттестацией лиц, проходящих спортивную подготовку,
проводимой в форме, определенной МКОУ ДО НГО «СШ», а также с учетом
результатов участия, обучающегося в спортивных соревнованиях и
достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
Результат промежуточной аттестации обучающегося складывается из
результатов сдачи нормативов общей физической и технической подготовки.
Результаты соревновательной деятельности в группах на этапе
начальной подготовки и на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации) фиксируются в рабочей документации тренерапреподавателя (планы-конспекты занятий), в журналах учёта групповых
занятий, в протоколах соревнований.
Контрольные и контрольно-переводные нормативы(испытания)по
видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации
лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки
Нормативы физической и технической подготовки лиц, проходящих
спортивную подготовку, на этапах спортивной подготовки, уровень
спортивной квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные
звания)учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта
«футбол»и включают:
Нормативы общей физической и технической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«футбол».
На этапе начальной подготовки первого года:
Таблица 12
№
п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1.Нормативыобщейфизическойподготовкидляспортивнойдисциплины«футбол»
1.1.
Бегна10м с высокого старта
с
не более2,35
1.2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
не менее100
2.Нормативытехническойподготовкидляспортивнойдисциплины «футбол»
2.1.
Ведениемяча10м
с
не более3,20
На этапе начальной подготовки второго года:
Таблица 13
№
п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1.Нормативыобщейфизическойподготовкидляспортивнойдисциплины«футбол»
1.1.
Челночныйбег3x10 м
с
не более9,30
1.2.
Бегна10м с высокого старта
с
не более2,30
1.3.
Бегна30м
с
не более6,0
1.4.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
не менее120
2.Нормативытехническойподготовкидляспортивнойдисциплины «футбол»
2.1.
2.2.
2.3.
Ведениемяча10м
Ведение мяча с изменением направления10м
Ведениемяча3х10 м
2.4.
Удар на точность по воротам(10ударов)
с
с
с
количество
попаданий
не более3,00
не более8,60
не более 11,60
не менее5
На этапе начальной подготовки третьего года:
Таблица 14
№
п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1.Нормативыобщейфизическойподготовкидляспортивнойдисциплины«футбол»
1.1.
Челночныйбег3x10 м
с
не более9,15
1.2.
Бегна10м с высокого старта
с
не более2,25
1.3.
Бегна30м
с
не более5,50
1.4.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
не менее130
2.Нормативытехническойподготовкидляспортивнойдисциплины «футбол»
2.1.
2.2.
2.3.
Ведениемяча10м
Ведениемячасизменениемнаправления10м
Ведениемяча3х10 м
2.4.
Удар на точность по воротам(10ударов)
с
с
с
количество
попаданий
не более2,90
не более8,30
не более 11,00
не менее5
20
4. РАБОЧАЯПРОГРАММАПОВИДУСПОРТА«ФУТБОЛ»
Учебно-тематический план
Этап начальной подготовки до года
Таблица 20
Разделы подготовки
Теоретическая
Инструктаж по технике безопасности
Физическая культура и спорт в России
Развитие футбола в Россиии за рубежом
Краткие сведения о строении, функциях организма
человека
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Режим и питание спортсмена
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание
первой помощи
Физиологические основы спортивной тренировки
Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и тактики игры в футбол
Правила игры.
Установка перед играми и разбор проведенных игр
Места занятий, оборудование, инвентарь
Практическая
ОФП
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения с предметами
Акробатические упражнения
Подвижные игры и эстафеты
Легкоатлетические упражнения
10
11
12
01
02
03
+
+
Месяц
04
05
06
07
08
09
итого
2
+
+
+
+
+
37
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
21
Гимнастические упражнения
Спортивные игры
СФП
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития специальной
выносливости
Упражнения для формирования правильных
движений, выполняемых без мяча
Техническая подготовка
Техника перемещений и бега
Техника ведения
Дриблинг
Пас/передача
Прием/остановка мяча
Обманные действия и финты
Отбор мяча
Удары
Тактическая подготовка
Тактика нападения
Тактика защиты
Интегральная подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская практика
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
Медицинские, медико-биологические мероприятия
Восстановительные мероприятия
Контрольные мероприятия(тестирование и
контроль)
ИТОГО
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
110
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
75
1
2
3
+
2
234
22
Этап начальной подготовки второго года
Таблица 21
Разделы подготовки
Теоретическая
Инструктаж по технике безопасности
Физическая культура и спорт в России
Развитие футбола в Россиии за рубежом
Краткие сведения о строении, функциях
организма человека
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Режим и питание спортсмена
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание
первой помощи
Физиологические основы спортивной
тренировки
Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и тактики игры в футбол
Правила игры. Организация и проведение
соревнований
Установка перед играми и разбор проведенных
игр
Места занятий, оборудование, инвентарь
Практическая
ОФП
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения с предметами
Акробатические упражнения
Подвижные игры и эстафеты
Легкоатлетические упражнения
Гимнастические упражнения
Спортивные игры
10
11
12
01
02
03
+
Месяц
04
05
06
07
08
09
итого
3
+
+
+
+
50
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
23
СФП
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития специальной
выносливости
Упражнения для формирования правильных
движений, выполняемых без мяча
Техническая подготовка
Техника перемещений и бега
Техника ведения
Дриблинг
Пас/передача
Прием/остановка мяча
Обманные действия и финты
Отбор мяча
Удары
Тактическая подготовка
Тактика нападения
Тактика защиты
Интегральная подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская практика
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
Медицинские, медико-биологические
мероприятия
Восстановительные мероприятия
Контрольные мероприятия(тестирование и
контроль)
ИТОГО
-
140
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
106
1
2
+
+
+
+
5
+
2
312
24
Этап начальной подготовки третьего года
Таблица 22
Разделы подготовки
Теоретическая
Инструктажпотехникебезопасности
ФизическаякультураиспортвРоссии
РазвитиефутболавРоссиииза рубежом
Краткиесведенияостроении,функциях
организмачеловека
Гигиеническиезнанияинавыки.Закаливание.
Режимипитание спортсмена
Врачебныйконтрольисамоконтроль.Оказание
первойпомощи
Физиологическиеосновыспортивной
тренировки
Общаяиспециальнаяфизическаяподготовка
Основытехникии тактикиигрывфутбол
Правилаигры.Организацияипроведение
соревнований
Установкапередиграмииразборпроведенных
игр
Местазанятий,оборудование,инвентарь
Практическая
ОФП
Строевыеупражнения
Общеразвивающиеупражнениябезпредметов
Упражненияс предметами
Акробатическиеупражнения
Подвижныеигрыи эстафеты
Легкоатлетическиеупражнения
Гимнастическиеупражнения
Спортивныеигры
10
11
12
01
02
03
+
Месяц
04
05
06
07
08
09
итого
4
+
+
+
+
66
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
25
СФП
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития специальной
выносливости
Упражнения для формирования правильных
движений ,выполняемых безмяча
Техническая подготовка
Техника перемещений и бега
Техника ведения
Дриблинг
Пас/передача
Прием/остановка мяча
Обманные действия и финты
Отбор мяча
Удары
Тактическая подготовка
Тактика нападения
Тактика защиты
Интегральная подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская практика
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
Медицинские, медико-биологические
мероприятия
Восстановительные мероприятия
Контрольные мероприятия(тестирование и
контроль)
ИТОГО
-
187
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
141
1
2
+
9
+
2
416
26
Программный материал для учебно-тренировочных занятий
Теоретическая подготовка
Инструктаж по технике безопасности
Инструктаж по технике безопасности при занятиях футболом.
Правила поведения в тренажерном и спортивном залах.
Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре. Значение физической культуры для
укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Организация
физкультурного движения в России. Задачи физкультурных организаций в
деле развития массовости спорта и повышении спортивного мастерства.
Единая Всероссийская спортивная классификация, и ее значение для
развития футбола. Передовая роль российских спортсменов на
международной арене. Успехи российских футболистов в международных
соревнованиях. Развитие спорта и футбола в Свердловской области.
Развитие футбола в России и за рубежом
Возникновение футбола. Появление футбола в России и за рубежом.
Значение российской школы футбола для развития международного футбола.
Участие российских футболистов в розыгрыше первенства Мира,
международных турнирах с зарубежными командами. Развитие массового
детского и юношеского футбола. «Кожаный мяч»,его история и значение для
развития российского футбола. Основные соревнования, проводимые для
подростков и юношей по футболу. Международные соревнования для
юношей. Лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Краткие сведения о строении, функциях организма человека
Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль
центральной нервной системы. Костная система, связочный аппарат и
мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о
кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Органы
пищеварения. Обмен веществ. Влияние занятий физическими упражнениями
на центральную нервную систему. Совершенствование функций мышечной
системы, аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических
упражнений. Изменение обмена веществ у спортсменов.
Гигиенические знания и навыки.
Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене.
Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические основы режима
труда, учебы отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного
спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий
футболу. Гигиенические требования к личному снаряжению футболистов,
спортивной одежде и обуви. Закаливание и его сущность. Значение
закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение
сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и
простудным заболеваниям. Использование естественных факторов природы
27
(солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание и его значение.
Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом. Понятие о
калорийности и усвояемости пищи.
Врачебный контроль и самоконтроль
Оказание первой помощи Значение врачебного контроля и
самоконтроля при занятиях футболом. Содержание самоконтроля.
Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия,
кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит,
работоспособность, потоотделение, настроение тренироваться. Дневник
самоконтроля. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма
при занятиях футболом. Причины травм, их профилактика при занятиях.
Оказание первой помощи при травмах. Спортивный массаж, общее понятие о
спортивном массаже и его значение. Основные приемы массажа.
Противопоказания к массажу.
Физиологические основы спортивной тренировки
Тренировка - процесс формирования навыков и расширения
функциональных возможностей организма. Понятие о спортивной форме.
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
Утомление
и
причины,
влияющие
на
временное
снижение
работоспособности. Восстановительные процессы и их динамика.
Общая и специальная физическая подготовка
Атлетическая подготовка футболиста и ее значение. Подготовка
функциональных систем и развитие двигательных качеств футболиста.
Краткая характеристика средств физической подготовки футболистов.
Взаимосвязь двигательных качеств. Средства подготовки для футболистов
различных возрастных групп. Средства физической подготовки вратаря и
полевых игроков. Особенности развития скоростно-силовых качеств, общейи
специальной
работоспособности
футболистов.
Роль
и
значение
педагогического контроля за уровнем физической подготовленности
футболистов. Методы контроля: контрольные нормативы и упражнения
общей и специальной физической подготовке для юных футболистов.
Основы техники и тактики игры в футбол
Понятие о спортивной технике. Характеристика основных технических
приемов футбола, целесообразность и особенности применения их в
различных ситуациях и разными игроками. Анализ и пути развития техники
игры вратаря. Приемы техники, применяемые ведущими игроками. Новое в
технике футбола, тенденция развития футбола. Рост требований к
расширению технического арсенала. Индивидуализация техники. Значение
контроля за уровнем технической подготовленности футболистов. Методы
контроля педагогические наблюдения, контрольные упражнения инормативы
по технике. Общие понятия о стратегии, тактике, системе и стиле игры.
Общие особенности тактики российского футбола. Тактический план
встречи, его составление и осуществление. Борьба за инициативу –
важнейшая тактическая задача и пути ее решения. Понятие об
28
индивидуальной, групповой и командной тактике. Тактика игры в атаке и
обороне, при переходе от атаки к обороне и наоборот. Средства тактики.
Индивидуальная тактика, ее содержание и значение для игры. Высокая
индивидуальная тактика - средство решения общей задачи. Групповая
тактика, ее понятие и содержание. Основы тактических взаимодействий.
Сочетание наигранных и разученных комбинаций с творческим ихразвитием.
Групповые взаимодействия как средство решения общей тактической задачи
командной игры. Командные взаимодействия в нападении и защите.
Характеристика разновидностей атак и контратак. Тактика игры в
большинстве и меньшинстве. Значение тактических заданий футболистам на
игры, умение играть по избранному плану, заданию. Зависимость
тактического построения игры команды от возможностей игроков.
Правила игры
Организация и проведение соревнований Изучение правил игры. Права
и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Обязанности судей. Способы судейства. Методика судейства: выбор места
при различных ситуациях игры, замечания, предупреждения и удаления
игроков с поля. Роль судьи, как воспитателя, способствующего повышению
спортивного мастерства футболиста. Значение спортивных соревнований.
Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований.
Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, смешанная и с
выбыванием. Их особенности. Положения о соревнованиях и его содержание.
Составление календаря спортивных встреч. Оценка результатов
соревнований, формы и порядок представления отчета. Назначение судей.
Оформление хода и результатов соревнований. Судейская бригада,
обслуживающая соревнования. Подготовка места для соревнований,
информация. Воспитывающая роль судьи, как педагога.
Установка перед играми и разбор проведенных игр
Значение предстоящей игры. Особенности игры команды противника.
Сведенияосоставекомандыпротивника,характеристикаотдельныхигроков.
Техника и тактика игры команды и ее отдельных игроков. Особенности игры
вратаря. Составление плана игры команды с учетом собственной
подготовленности. Возможные изменения тактики в ходе соревнований.
Замена в ходе игры. Установка на игру против известного и неизвестного
противника. Задания игрокам. Использование замен и перерывов в игре для
передачи заданий, установок тренера игрокам и команде в целом. Разбор
проведенной игры. Выполнения намеченного плана команды и отдельных
игроков. Положительные и отрицательные стороны в игре команды,
отдельных игроков. Анализ тактических, технических ошибок. Проявление
моральных и волевых качеств в ходе соревнований. Выполнение своих
обязанностей. Использование технических протоколов для разбора
проведенных игр.
Места занятий, оборудование, инвентарь
29
Поле для проведения тренировочных занятий и соревнований по
футболу. Разметка поля. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием.
Требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения
Понятие о строе, шеренге, колоне, флангах, интервале, дистанции,
направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной
командах.
Повороты на месте, размыкание уступами.
Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну
по два.
Перемена направления движения строя.
Обозначение шага на месте.
Изменение скорости движения.
Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса, сгибание и разгибание,
вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются
на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной
осанки; в различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения
туловища; в положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые
движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами,приседания
на обеих и на одной ноге, выпады, выпада с дополнительными пружинящими
движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и
наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания,
приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы
борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и
обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами,
прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами -броски,
ловля в различных исходных положениях(стоя, сидя, лежа),с
30
поворотамии приседаниями; упражнения в парах и группах(вес мячей 2-4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и
разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки,
приседания.
Акробатические упражнения
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, полушпагат;
полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками,
с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы
препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и
собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных
элементов.
Легкоатлетические упражнения
Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500м. Кроссы от
1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с
места и с разбега. Метание малого мяча в цель и на дальность.
Гимнастические упражнения
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест,
лестница,скамейка,перекладина,брусья,кольца;опорныеипростыепрыжки
с
мостика и трамплина через козла, коня, плинт.
Спортивные игры
Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом(по упрошенным правилам).
Специальная физическая подготовка
Этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг,
мешочки с песком 3-5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и
юношеских групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с
последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа
без отягощения и с отягощением.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера
или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности
бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха
ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
31
Для вратарей
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах; тоже, но отталкиваясь от стены ладонями и
пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу
(носки ног на месте); в упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного(резинового)мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного
мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения
кистями и пальцами).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых 2-3 партнерами с
разных сторон.
Серии прыжков (по 4-8) в «стойке вратаря» толчком двух ног в
стороны, то же приставным шагом, тоже с отягощением.
Упражнения для развития быстроты
Повторные забеги на короткие отрезки (10-30 м) из различных
исходных стартовых положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии,
сидя, находясь в положении широкого выпада) медленного бега,
подпрыгивание или бега на месте и в разных направлениях.
Бег с изменением направления(до180°).
Бег прыжками. Эстафетный бег.
Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег
или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом
направлении и т.д.
«Челночный бег»(туда и обратно):2x10м,4x5м,2x15мит.п.
«Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а
обратно - спиной вперед и т.д.
Бег боком и спиной вперед(на10-20м)наперегонки.
Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками,
неподвижными или медленно передвигающимися партнерами.
Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый
переход с обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом(до30м).
Обводка препятствий (на скорость).
Рывки к мячу с последующим ударом по воротам.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка
мяча с последующим рывком и сторону и ударом в цель).
Для вратарей
Из«стойки вратаря»рывки(на5-15м.)из ворот: на перехват или отбивание
высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга.
Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа - рывки на 2-3 м с
последующей ловлей или отбиванием мяча.
Упражнения в ловле мячей пробитых поворотам.
32
Упражнения в ловле теннисного(малого) мяча.
Упражнения для развития ловкости
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать
высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же выполняя в прыжке
поворот на 90-180°.
Прыжки вперед с поворотом и имитацией головой и ногами.
Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, повешенным
на разной высоте.
Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на
газоне футбольного поля).
Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными
частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой.
Парные и групповые упражнения с выполнением заданий.
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Для вратарей
Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч
руками (кулаком); то же с поворотом (до 180°).
Упражнениявразличныхпрыжкахскороткойскакалкой. Прыжки с
поворотами, используя подкидной трамплин.
Переворотвсторонусместаисразбега.
Стойка на руках.
Изстойкинарукахкувыроквперед.Кувырокназадчерезстойкуна руках.
Переворот вперед с разбега.
Упражнениянабатуте:прыжкинадвухногах,сальтовперединазад
согнувшись, сальто назад прогнувшись.
Упражнениядляразвитияспециальнойвыносливости Переменный
и повторный бег с ведением мяча.
Двусторонние игры (для старшей группы), двусторонние игры с
уменьшенными по численности составами команд.
Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и
т.п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по
воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с
мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам, с
увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением
интервалов отдыха между рывками.
Для вратарей
Повторная, непрерывная в течение 5-12 мин. ловля мяча, отбивание
мяча, ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с
минимальными интервалами 3-5 игроками.
Упражнения для формирования у юных футболистов правильных
движений, выполняемых без мяча
Бег: обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом (вправо
и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
33
Ацикличныйбег(сповторнымискачкаминаоднойноге).
Прыжки:вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево,
толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Длявратарей-прыжкивсторонуспадениемперекатом.
Поворотывовремябега(вперединазад)направо,налевоикругом
(переступая и на одной ноге).
Остановкивовремябега-выпадом,прыжкомипереступанием.
Техническая подготовка
Этапначальнойподготовки
Техникаперемещенийибега
Перемещения и бег в футболе имеют свою специфику, поэтому в
процессе обучения необходимо использовать упражнения, содержащие
специализированные виды перемещений и бега:
ходьба;
бегтрусцой;
боковыеперемещения;
ускорения;
разного рода рывки с изменением направления движения и резкими
остановками.
Очень важна коррекция подъема бедра при беге, постановка стопы на
поверхность футбольного поля, коррекция длины шага и работы рук.
Примерупражнения:
катание мяча подошвой вперед-назад, правой и левой ногой
поочередно;
тоже,ноизстороныв сторону;
посыл мяча легким ударом внутренней частью стопы от правой ноги к
левой и обратно (на месте и в движении вперед-назад, вправо-влево, с
увеличением скорости посыла от ноги к ноге и движения в разные стороны);
тоже,нопосылмячаотстопыкстопевнутреннейчастьюподъема.
Упражнение для корректировки длины шага при беге и повороте:
На некоторомрасстоянииотстарта(поусмотрениютренера) поставлен
конус; по сигналу игрок должен быстро переместиться к конусу, обвести его
и вернуться обратно. Упражнение можно проводить в виде соревнования.
Обязательно включить повороты в обе стороны.
Следует обращать внимание юных футболистов на постановку правой
илилевойногивмоментповорота:еслиигрок,двигаяськконусу,использует
длинный шаг, то, готовясь к повороту, он должен укоротить длину шага,
чтобы облегчить выполнение поворота, однако не должен останавливаться, и
в точке поворота не должно быть паузы.
Техникаведения
34
Для обучения ведению необходимы упражнения, сочетающие и бег, и
ходьбу с изменением скорости, ритма и направления движения.
Следует обратить внимание при ведении на длинной дистанции на
возможность посыла мяча несколько дальше от ведущего, чем тогда, когда
рядом соперник. Учесть, что частые удары по мячу при ведении снижают
скорость перемещения.
Обучать ведению носком, средней, внутренней и внешней частями
подъема по прямой, по дуге, по кругу, зигзагообразно. При различных
способах ведения тренеру необходимо обращать внимание как на качество
ведения,таки наположениеголовы ведущего чтобыфутболистыпривыкали,
одновременно с ведением мяча, и к контролю игрового пространства.
Примерупражнения:
квадрат20х20м;
двегруппынапротивдругдруга-смячами;
одновременное ведение мяча от своей линии до противоположной;
тренердолженкорректироватьпроходсоперниковмимодругдругас
переводоммячаподдальнюю ногу;
достигнув противоположной линии, игроки должны развернуться,
переведя мяч подошвой под себя, и вернуться в исходную позицию;
обращать внимание игроков на визуальный контроль мяча, партнерови
соперников при прохождении дистанции;
предложить пройти дистанцию по одному, но максимально быстро; то
же, но в парах, то же, но всей группой.
Дриблинг
Дриблингпредполагаеткак уверенныйконтрольмяча сведением,таки
возможность обводки соперника;
важно умение вести мяч любой ногой, работая как серединой подъема,
так и внутренней или внешней его частью;
приизменениинаправлениядвижениянеобходимабыстраяработа стопами
ног;
вдриблингерукинужнодержатьпошире,чтобылучшеудерживать
равновесие и блокировать соперника;
головунеобходимодержатьвыше,контролируяигровоепространство; в
собственной зоне обороны необходимо избегать дриблинга;
в средней зоне можно использовать дриблинг для обыгрышасоперника,
удержания мяча в команде для сохранения инициативы и вслучае, если нет
достаточно хороших адресов для передачи;
взонеатакиотличныйвариантиспользовать«взрывной»дриблинг.
Упражнение
Площадка18х30мразделенанатризоны.
В1-йзоне-триигрокасоперника,во2-й-два,в3-й-один. Задача
ведущих - пройти три зоны без потери мяча.
Задачасоперникавыбитьмячувходящихвзоны.
35
В первую зону могут войти сразу трое ведущих. Если у игрока выбили
мяч, он входит в игру снова со старта. Пас/передача Важный компонент
футбола, своего рода «язык игры» - пас на небольшое расстояние.
Производится он чаще всего внутренней стороной стопы. Передача на
большое расстояние чаще всего осуществляется внутренней частью подъема,
при этом тело игрока несколько отклоняется назад при непосредственном
ударе по мячу. С 8 лет уже можно обучать делать пасы внешней частью
подъема.
При пасах и передачах важно научить футболистов учитывать
следующее:
своевременность;
способвыполнения;
скоростьиточностьпасаипередачи;
сокрытиенамеренияпередисполнением(такназываемый«скрытый
пас»).
Упражнение
Втреугольнике(расстояниеопределяеттренер-преподаватель)паси
прием осуществляются при взаимодействии одним мячом. Затем то же, но
двумя мячами; смена направления; менять пасующие и принимающие
поверхности голеностопа и т.п.
Прием/остановкамяча
Одниизвидовконтроля мяча.
Необходимо обучить юных футболистов приему мяча в одно касание с
выводом мяча в положение, позволяющее тут же приступить к последующим
действиям.
Оченьважнонаучитьвыбиратьпринимающуюмяч
поверхностьещедо
непосредственного приема, а также степень усилия приема, чтобы избежать
отскока.
Так же важно научить в момент приема и перевода укрыть мяч
корпусом под дальнюю от соперника ногу. Качество освоения во многом
зависит от умения тренера продемонстрировать правильные действия при
приеме мяча серединой подъема, внутренней и внешней его частью,
внутренней стороной стопы, бедром правой и левой ноги. При освоении
необходимо постепенно усложнять условия выполнения приема, в том числе
при близком расположении соперника. Важно при освоении изменять угол
передачи мяча для приема и остановки, учить футболистов использовать
различные принимающие поверхности.
Упражнение
В парах (мяч на пару) первый делает пас или наброс мяча, второй
принимает мяч различными способами с уступающим движением в момент
приема. Следует менять расстояние от пасующего, траекторию паса или
наброса, скорость, угол паса и т.п. Обманные действия и финты Немалое
внимание уделяется освоению обманным действиям.
36
Для успешного руководства процессом освоения, чтобы они чаще
контактировали с мячом, играли обеими ногами, необходимо формировать
небольшие группы с акцентом на индивидуальное технико-тактическое
освоение. Чем больше обманных движений при разучивании - тем лучше
выбрать способ контроля мяча в любом способе. Обучать финтам ногами
следует при достаточном усвоении материала по ведению мяча.
Вначале обучают финтам, которые основаны на изменении скорости
ведения, затем направления ведения. Вместо касания мяча делаем выпад в
сторону или через мяч и уходим в противоположную сторону. В это
обманное движение нужно вносить элемент импровизации.
В арсенале юного футболиста должны быть как минимум основные
финты:
финт уходом основан на принципе неожиданного и быстрого
направления движения;
уход выпадом - игрок, ведущий мяч, показывает выпад в одну сторону,
а уходит с мячом в другую;
уход с переносом ноги через мяч - применяется преимущественно при
атаке сзади;
финт ударом по мячу ногой можно использовать как во время ведения,
так и предварительно, при передаче мяча партнеру или ударе по воротам.
Отбормяча
Параллельно с освоением ложным движениям и финтам необходимо
постепенно обучать юных футболистов отбору мяча.
Отбор осуществляется чаще всего в момент приема мяча соперником
при незначительном отскоке мяча от принимающей поверхности. Атаковать
соперникасцельюотбораможноитогда,когдасоперникнесколькоотпустит мяч
от себя во время ведения. Вначале осваивают отбор мяча ударом (часто
носком стопы) или остановкой ногой, когда нога ставится поперек
направлению ведения. Затем можно перейти к освоению отпора в выпаде, а с
10 лет к отстранению соперника от мяча корпусом (толчком плеча).
Отбор в выпаде позволяет опередить соперника и произвести отбор с
расстояния 1,5-2 м, применяя при этом носок выбивающей ноги.
Упражнение
Прямоугольник 10х20 м. Двое стоят за лицевой линией, между ними
тренер с мячом. Тренер-преподаватель неожиданно посылает мяч вперед,
игроки быстро выбегают, стараются забрать мяч под контроль и завести его
за противоположную лицевую линию. Кто это сделал получает очко, а тот,
кто сумеет еще и сделать обратную передачу тренеру, - 3 очка.
Удары
Это наиболее важные технические приемы из числа атакующих
действий с мячом. Всегда когда возникает возможность для нанесения удара
по воротам, ее надо обязательно использовать.
Игроки должны уметь выполнять удары различными по технике
исполнения способами вне зависимости от занимаемых позиций в команде.
37
В тренировках должно отводиться достаточно времени и затрачиваться
достаточно усилий для освоения техники ударов по воротам из различных
позиций.
В сложной обстановке скученности в штрафной площадке соперника
важно оценить собственное положение по отношению к створу ворот и
соответственно этому понять расположение вратаря. При освоении и
использовании различных способов ударов тренеру не стоит жестко
регламентировать футболиста на обязательную схему «эталонного»
движения. Надо так скорректировать выполнение удара, чтобы это не только
не мешало, но и помогало освоить свой собственный стиль.
Способыударов:
внутреннейсторонойстопы;
серединой подъема;
внутреннейчастьюподъема;
внешней частью подъема.
Упражнение
Игрокивпарахмедленнобегутпоцентральномукругу.
Тренер-преподаватель посылает мяч в сторону ворот, ближайшая пара
стартует и пытаетсяовладеть мячом. Владеющийстараетсядобить, а партнер
помешать.
Введениемячаиз-забоковой линии
Введение можно осуществлять как броском двумя руками из-за головы
с места, так и с шага или небольшого разбега. Исходное положение
футболист с мячом в руках находится за линией вбрасывания.
Ноги - на ширине плеч, или одна нога чуть впереди другой. Рабочая
фаза руки с мячом поднимаются вверх и отводятся за голову; корпус чуть
отклоняется назад; ноги слегка сгибаются в коленях. Производится резкое
бросковое движение обеими руками вперед, одновременно выпрямляются
корпус тела и ноги, мяч выпускается из рук. Заключительная фаза - в момент
выпуска мяча из рук корпус тела и руки продолжают движение. Из-за
большого инерционного движения возможно падение игрока с амортизацией
руками при приземлении.
38
5. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫСПОРТИВНОЙПОДГОТОВКИ
Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
Наличие футбольного поля;
наличие игрового зала;
Наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
Наличие раздевалок, душевых;
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки;
обеспечение спортивной экипировкой;
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период
проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица 28
№
Наименованиеоборудования
п/п
испортивного инвентаря
1 Барьертренировочный(регулируемый)
Воротафутбольные,тренировочные, переносные,
2
уменьшенныхразмеровссеткой(2х5м)
Воротафутбольные,тренировочные,переносные,
3
уменьшенныхразмеровссеткой(2х3м)
Воротафутбольные,тренировочные,переносные,
4
уменьшенныхразмеровссеткой(1х2мили1х1м)
5 Гантелимассивные(от0,5до5кг)
Манекенфутбольный(дляотработкиударови
6
обводки)
7 Насосуниверсальныйдлянакачиваниямячей сиглой
Единица
измерения
штук
Количество
изделий
10
штук
4
штук
4
штук
8
комплект
3
комплект
1
комплект
4
нагруппу
2
20
8
Сеткадляпереноскимячей
штук
9
Стойкадля обводки
штук
39
10 Секундомер
штук
11 Свисток
штук
12 Тренажер«лесенка»
штук
13 Фишкадляустановленияразмеровплощадки
штук
14 Флагдляразметкифутбольногополя
15 Воротафутбольныестандартныессеткой
Воротафутбольныестандартные,переносные
16
ссеткой
штук
штук
натренерапреподавателя
1
натренерапреподавателя
1
нагруппу
2
нагруппу
50
6
2
штук
2
17 Макетфутбольногополясмагнитными фишками
штук
18 Мячфутбольный(размер№3)
19 Мячфутбольный(размер№4)
20 Мячфутбольный(размер№5)
штук
штук
штук
натренерапреподавателя
1
14
14
12
Обеспечениеспортивнойэкипировкой
Таблица 29
№п/п
Наименование
Единица
измерения
Количествоизделий
1.
Манишкафутбольная
(двухцветов)
штук
14
40
Таблица 30
Спортивныйинвентарь,передаваемыйвиндивидуальноепользование
Этапыспортивнойподготовки
№
п/п
Наименование
Единица
измерения
Учебно-тренировочныйэтап(этап
спортивной специализации
Этапначальнойподготовки
Расчетная
единица
Первый год Второй год Третийгод
До трехлет
Свышетрехлет
Количество
Дляспортивнойдисциплины «футбол»
1.
2.
3.
Мяч футбольный
(размер№3)
Мячфутбольный
(размер № 4)
Мячфутбольный(размер
№5)
штук
нагруппу
14
-
-
-
-
штук
нагруппу
-
14
14
12
-
штук
нагруппу
-
-
-
-
12
Таблица 31
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
Брюкитренировочные для
вратаря
Гетры футбольные
Костюм ветрозащитный
иликостюмтренировочный
утепленный
Костюмспортивный
парадный
Спортивнаяэкипировка,передаваемаявиндивидуальноепользование
Этапыспортивнойподготовки
Учебно-тренировочный этап
Единица
Расчетная
Этапначальнойподготовки
(этапспортивнойспециализации)
измерения
единица
срокэксплуатации
срокэксплуатации
количество
количество
(лет)
(лет)
штук
наобучающегося
-
-
1
1
пар
наобучающегося
2
1
2
1
штук
наобучающегося
-
-
1
1
штук
наобучающегося
-
-
-
-
41
5
6
7
8
9
10
Костюмспортивный
тренировочный
Перчаткифутбольныедля
вратаря
Свитерфутбольныйдля
вратаря
Формаигровая(шортыи
футболка)
Футболкатренировочнаяс
длинным рукавом
Футболкатренировочнаяс
коротким рукавом
штук
наобучающегося
-
-
1
1
пар
наобучающегося
-
-
1
1
штук
наобучающегося
-
-
1
1
комплект
наобучающегося
-
-
1
1
штук
наобучающегося
1
1
2
1
штук
наобучающегося
1
1
2
1
11
Шорты футбольные
штук
наобучающегося
1
1
2
1
12
Щитки футбольные
пар
наобучающегося
-
-
1
1
13
Бутсыфутбольные
пар
наобучающегося
-
-
1
1
42
КадровыеусловияреализацииПрограммы
1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную
подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным
профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным
приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован
Минюстом
России
25.01.2021,
регистрационный
№
62203),
профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказомМинтруда
России от 28.03.2019 №191н (зарегистрирован Минюстом России
25.04.2019,регистрационный№ 54519),профессиональнымстандартом
«Специалист по инструкторской и методической работе в области
физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России
от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022,
регистрационный № 68615) или Единым квалификационным справочником
должностейруководителей,специалистовислужащих,раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической
культуры
и
спорта»,
утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
2. Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), кроме основного тренера-преподавателя,
допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной
подготовки, с учетом специфики вида спорта «футбол», а также на всех
этапах спортивнойподготовкипривлечение иныхспециалистов(при условии
их одновременной работы с обучающимися).
Информационно-методическиеусловияреализацииПрограммы
Для реализации программ спортивной подготовки, тренерпреподаватель
может
использовать
следующие
информационнометодические ресурсы:
Учебно-методическаялитература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития
ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М.
Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М., Academa, 2003
2. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко Н.В. Поурочная
программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. - Нижний Новгород, 2012
3. Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов [Текст]: учеб.
пособие. - М.: Советский спорт, 2003
4. ДороховР.Н.Метрическаяметодикасоматодиагностикирастущегои
развивающегосяорганизмаребенка/Дети,спорт,здоровье:Вып.13.Межрег.
сборник научных трудов по проблемам интегральной и спортивной
антропологии под общ. ред. д.м.н., проф. Р.Н.Дорохова. - Смоленск, 2017
43
5. Зайцев А.А., Портнов А.В. Динамика скоростных способностей
футболистов 8-9 лет. Дети, спорт, здоровье. - Смоленск: СГАФКСТ, 2017. 200 с.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1966 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 189
7. Золотарев А.П. Методические основы интегральной подготовки
юных футболистов. А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, В.З. Ивасев. Физическая
культура, спорт - наука и практика. - 2004. - № 1-4
8. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки
спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. 2008. - №3.
9. Иванов Н.В. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с
учетом особенностей игры в формате 9х9: автореф. дис. … канд. пед. наук,
МГАФК. - МГАФК, Малаховка, 2017
10. Иванов О.Н., Портнов А.В. Начальная подготовка вратаря в
футболе(учебно-методическоепособие).-Малаховка,ФГБОУВО
«МГАФК»,2015.
11. Иванов О.Н. Этапы многолетней подготовки юных футболисток.
Учебно-метод. пособие / О.Н.Иванов, МГАФК. - Малаховка, 2018
12. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. М.:
Сов. спорт, 2010.
13. Кобзев Д.В. Характеристика морфологических показателей и
физической подготовленности юных футболистов младшего школьного
возраста / Дети, спорт, здоровье: Вып. 13. Межрег. сборник научных трудов
по пробл. интегративной и спортивной антропологии, под общ. ред. д.м.н.,
проф. Р.Н.Дорохова. - СГАФК: Смоленск, 2017. - С. 39-41.
14. КузнецовА.А.Настольнаякнигадетскоготренера.Iэтап(8-10лет)
/А.А.Кузнецов.-М:Олимпия,2007-С. 190
15. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М:
Профиздат, 2011. - 408 с.
16. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: 2009
17. Лексаков А.В., Власов А.Е., Калинин Е.М., Кочешков Н.А.
Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию
спортивной подготовки футболистов 15-17 лет на современном этапе
развития футбола. Научно-исследовательская работа. М.: 2017.
18. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития
координационных способностей у детей 7-10 лет. - Красноярск, 2006. - 134 с.
19. Селуянов В. Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н.
Селуянов, С. К. Сарсания, К. С. Сарсания. - М.: ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.
20. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и
подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. - М.:
Советский спорт, 2005. - 76 с.
21. Теорияиметодикаспортивныхигр:учебникдлястуд.высш.учеб.
44
заведений / Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др.; под ред.
Ю.Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 464 с. 191
22. Типоваяпрограммаспортивнойподготовкиповидуспорта
«футбол» (юноши, девушки) (тренировочный этап). Методическое пособие.
Авторы составители: Иванов О.Н., Кузнецов А.А. - М.: ФГБУ ФЦПСР 2021.–
107 с.
23. Типоваяпрограммаспортивнойподготовкиповидуспорта
«футбол» для групп начальной подготовки (мальчики и девочки 5-6, 7-9 лет).
Методическое пособие. Авторы составители: Иванов О.Н., Кузнецов А.А. М.: ФГБУ ФЦПСР 2020. - 192 с.
24. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на
разных этапах развития // Психология и школа. - №4, 2004.
25. Федосеев А.М. Оценка физического развития современных
школьников, сдающих нормы комплекса ГТО / МГАФК. Вып. XXIV. Малаховка, 2015. - 184 с.
26. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной
физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А.Фарбер. - Москва-Воронеж, 2010.
27. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1го и 2-го годов обучения ДЮСШи СДЮШОР / Швыков И.А., Сучилин А.А.,
Андреев С.Н., Буйлин Ю.Ф., ИсмаиловА.И., Лапшин О.Б. - М.: Терра-Спорт,
2000. - 124 с.
28. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / Под общей
редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей школы РФ
В.П. Губы. - М.: Человек, 2015. - 208 с.
29. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детскоюношеских школ олимпийского резерва. М.А. Годик, Г.Л. Борознов,
Н.В. Котенко, В.Н. Малышев, Н.А. Кулин и др. Российский футбольный
союз. М.: Советский спорт, 2011.
30. Хан Бергер, Паул Герарс, Хенни Кормелинк, Хенк Мариман,
Андрис Юлдеринк Уроки футбола для молодежи. Овладеть мячом и учиться
играть в команде. Учебное издание. Ч. 1. Игроки 6-11 лет. М. - Олимп: 2010.
31. Хорст Вайн, Как научиться играть в футбол, М.: Терра-Спорт,
Олимпия Пресс, 2004.
Переченьресурсоввсети интернет:
1.
Официальныйинтернет-сайтМинистерстваспортаРоссийской
Федерации (http://www.minsport.gov.ru/)
2.
Официальный интернет-сайт Российский футбольный союз
(https://www.rfs.ru/)
3.
Официальныйинтернет-сайтРУСАДА(https://rusada.ru/)
45
4.
Официальный интернет-сайт Министерства физическойкультуры
и спорта Свердловской области (https://minsport.midural.ru/).
5.
Официальный интернет-сайт Федерации футбола Свердловской
области (https://ffso.nagradion.ru/)
Для создания единой информационной среды, в учреждении
функционирует сайт (https://lidervp.ru/) в сети Интернет.
На сайте школы идет постоянное обновлениеинформации, новости для
тренеров-преподавателей, обучающихся и родителей.
Помимо важной информации сайт используется для организации
учебно-тренировочного процесса. На время дистанционного обучения
каждый спортсмен имеет возможность на сайте учреждения скачать план
самостоятельной работы для каждого вида спорта и этапов подготовки, а
также самостоятельно повторить, отработать рабочую программу, тем самым
обеспечив непрерывность учебно-тренировочного процесса.