1. Общие положения
Добполнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «волейбол» (далее – Программа) разработана с учетом следующих
нормативных правовых актов, определяющих и регламентирующих основную
направленность, объем и содержание тренировочных занятий по баскетболу:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.04.2021г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.11.2022 № 1006
«Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«баскетбол».
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минспорта России от 07.07.2022 № 575 «О внесении изменений в
требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных
сборных команд Российской Федерации»;
Приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»;
Приказ Министерства спорта РФ от 27 января 2023 г. № 57 «06
утверждении порядка приема на обучение по дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки».
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 № 1144н «Об
утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и
проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая
порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о
допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях»;
Положение о разработке и утверждении дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки;
Устав МКОУ ДО НГО «Спортивная школа».
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
2
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки.
Задачи этапов начальной подготовки:
1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всесторонне гармоническое развитие физических способностей,
укрепления здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей для успешного овладения
навыками баскетбола.
5. Обучение основным приемам технических действий.
6. Овладение основами игровой деятельности с использованием
элементов правил игры в баскетбол.
7. Укрепление здоровья.
2. Характеристика дополнительной образовательной
спортивной подготовки о виду спорта «волейбол»
программы
Наполняемость групп обучающихся по Программе на этапе начальной
подготовки 15 человек в возрасте от 8 лег. Необходимо обеспечить сохранность
состава не менее 80% и выполнение контрольно-переводных нормативов.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и количество
лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки.
Таблица №1
Этап спортивной подготовки
Срок реализации этапов
спортивной подготовки
(лет)
Возрастные границы лиц
проходящих спортивную
подготовку
(лет)
Наполняемость
(человек)
начальная подготовка
3
8
15
Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год с учетом непрерывности спортивной
подготовки и обязательной самостоятельной работой обучающегося не более 15
% от общего объема.
Таблица №2
Год обучения
1 год
Объем в неделю (час)
6
Объем в год (час)
312
2 год
6
312
З год
8
416
3
Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения
видов спортивной подготовки в структуре учебно-тренировочного
процесса на этапах спортивной подготовки
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса. Соотношение и последовательность видов подготовки
выступает в качестве одного из основных механизмов реализации программы,
Представленные в учебном плане виды подготовки: теоретическая подготовка,
учебно-тренировочные
мероприятия,
антидопинговые;
воспитательные;
аттестационные мероприятия, медико-биологическое обследование являются
неотъемлемой частью тренировочного процесса,
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в
структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
Таблица №3
Этапы и годы спортивной
подготовки
Виды спортивной
подготовки и иные мероприятия
(%)
Этап начальной подготовки
до года
1.
Общая физическая подготовка
свыше года
18-20
16-18
2.
Специальная физическая подготовка
12-14
14-16
3.
Техническая подготовка
30-32
28-30
14-18
14-18
1-3
1-3
8-10
10-12
4.
5.
6.
Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль
Интегральная подготовка
Содержание учебного плана отражает распределение времени по основным
разделам подготовки по уровням обучения, с учетом соотношения средств общей
физической, специальной и спортивно-технической подготовки. Цифры учебного
плана отражают объемы нагрузок и всех остальных видов деятельности в часах.
Тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым тренировочным
планом, рассчитанным на 52 недели, Общий объем годового учебного плана
должен быть выполнен полностью.
4
Годовой учебно-тренировочный план
Таблица №4
Этапы и годы подготовки
1г.о.
2 г.о.
3г.о.
Недельная нагрузка в часах
6
Виды подготовки и иные
мероприятия
6
6
Максимальная продолжительность
одного учебно-тренировочного занятия в
часах
2
Наполняемость групп (человек)
п/п
15
1
Общая физическая подготовка
62
55
75
2.
Специальная физическая подготовка
43
48
69
3.
Техническая подготовка
99
102
124
4.
Тактическая подготовка
32
40
46
5.
Теоретическая подготовка
16
13
11
6.
Психологическая подготовка
19
19
23
7.
Интегральная подготовка
32
32
51
8.
Контрольные мероприятия
(тестирование и контроль)
4
4
4
9.
Медицинские, медикобиологические мероприятия
2
2
4
10
Восстановительные мероприятия
З
3
7
312
312
416
46
46
46
Общее количество часов в год
Самостоятельная работа
Объем учебно-тренировочных занятий
В зависимости от времени, в рамках которого протекает тренировочный
процесс, различают:
Микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия и малых
циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий.
Мезоструктуру структуру средних циклов тренировки, включающих
относительно
законченный
ряд
микроциклов
и
имеющих
общую
продолжительность около месяца.
Макроструктуру структуру больших тренировочных циклов типа
полугодичных, годичных и многолетних.
В большом цикле тренировки, как правило, различают три периода:
подготовительный (или период фундаментальной подготовки), соревновательный
(период основных соревнований) и переходный. Естественной основой
5
периодизации тренировочного процесса является фазовость развития спортивной
формы, которая проходит в своем развитии три фазы: становления, стабилизации и
временной утраты. Подготовительный период соответствует первой фазе развития
спортивной формы, в течение которого создаются предпосылки для ее развития и
становления. Соревновательный - второй фазе, во время которого обеспечивается
ее сохранение и реализация в спортивных достижениях. И, наконец, переходный
период относительным снижением тренированности и временной утратой
спортивной формы.
Следовательно, эти периоды представляют собой, по существу, не что иное,
как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.
Подготовительный период (август, сентябрь, октябрь, ноябрь)
соответствует фазе приобретения спортивной формы и подразделяется на два
этапа: обще-подготовительный (август, сентябрь) и специально-подготовительный
октябрь, ноябрь).
Соревновательный период (декабрь, январь, февраль, март, апрель).
Основная цель тренировки в этом периоде сохранение спортивной формы и на
основе этого реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде
используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения,
направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде
спорта.
Переходный период (май, июнь, июль). Главной задачей этого периода
является активный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня
спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном
периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха.
4. Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов
спортивной подготовки в структуре учебно-тренировочного процесса на
начальном этапе спортивной подготовки.
Общая физическая подготовка.
Гимнастические упражнения: Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции,
направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах.
Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две,
из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление
движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения.
Повороты в движении.
Обще развивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения,
махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в
движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
6
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной
осанки; в различных исходных положениях наклоны, повороты и вращения
туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения
одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих
и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах повороты и наклоны
туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с
партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке,
игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах
прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в
приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски,
ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и
приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2-4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой: сгибание и разгибание рук, повороты и
наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница,
скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и
трамплина через козла, коня.
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в
различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки
вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные
комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Упражнения в беге, прыжках и метаниях;
бег: 20, 30м, повторный бег: 2-3 отрезка по 20-30м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), З
отрезка по 50м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет).
Эстафетный бег с этапами до ЗОМ (8-10 лет), д 50 м (с 13 лет). Бег с
горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные
мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до10). Бег или кросс
5001000м. Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с
места; тройной прыжок с места; в длину с разбега. Метания: малого мяча с места в
стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с
места и с разбега; толкание ядра весом З кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики
1315 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с
шага, многоборье: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от З до 5
видов.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной
скакалкой, гантелями, набивными мячами, утяжелителями, резиновыми
амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис
большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного
веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах.
7
Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза.
Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки,
выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на
тренажерах.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до
100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости
вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с
задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в
максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с
широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные
наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с
гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты
туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову,
на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на
гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног.
Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты
вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные
через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения
в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание
после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием,
перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской
нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и
метанием мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту
через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу,
на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда».
Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по
снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с
отягощениями. Эстафеты: комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до З км, для
юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от З мин до 1 ч
(для разных возрастных групп). Спортивные игры на время: баскетбол,
минифутбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения
броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые
движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и
попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу
(вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за
голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть»,
8
одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для
кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами
(сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями.
Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение
лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного,
хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на
точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды.
Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и
баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку,
через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную
сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны
с места и с прыжка.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в
ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с
попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно
появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля
мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение
сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по
скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой
и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным
выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега,
прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с
различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой
ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения
партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха.
Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к
нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Подвижные игры очень эмоциональный вид деятельности, доступный для
детей любого возраста. Игры способствуют развитию физических, нравственных,
волевых, моральных качеств. В игровой деятельности ребенок овладевает такими
жизненно-необходимыми качествами, как самостоятельность, настойчивость,
целеустремленность и др. Игра является средством воспитания и обучения, с
помощью игровой деятельности дети познают роль взаимоотношений. В игре
каждый испытывает свои способности, знания, познает свои силы. Иными
словами, игра развивает сознание, мышление, творческие возможности.
Подвижные игры следует применять на тренировках постоянно, используя
различные варианты, что поможет сформировать у занимающихся прочные
навыки. Подвижные игры способствуют обучению, закреплению
и
совершенствованию отдельных элементов спортивной техники, а также
содействуют воспитанию физических качеств, необходимых для любого вида
спорта.
9
Игры для обучения и совершенствования перемещений:
«БЫСТРЫЕ ПЕРЕБЕЖКИ». Участники строятся в шеренги лицом друг к
другу за лицевыми линиями площадки. По сигналу игроки команды стремятся
быстрее перебежать за противоположную линию. Выигрышное очко присуждается
той команде, игроки которой в полном составе выполнят задание, возьмутся за
руки и громко скажут: «Есть!». Выполнить 12—15 перебежек с интервалами для
отдыха. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Перед стартом
следует соответственно разомкнуть игроков, чтобы во время движения не было
столкновений. Каждый участник должен обежать своего соперника с правой
стороны. Игру можно видоизменить, изменив исходное положение участников (из
положения низкого старта; сидя на полу, находясь спиной к направлению
движения, находясь в положении упора лежа и т. д.), а также виды передвижения,
включив дополнительные препятствия.
«ПУСТОЕ МЕСТО». Играющие образуют круг. Выбирается водящий,
который бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из игроков,
после чего бежит в обратную сторону. Вызванный устремляется в
противоположную сторону. Встретившись, играющие приветствуют друг друга,
пожимая руки, продолжают бег в том же направлении и стремятся занять
свободное в круге место. Прибежавший вторым продолжает водить. Побеждает
игрок, который не побывал в роли водящего, то есть все время занимал место
первым. При встрече игроки обязательно должны выполнить условное задание
(подать друг другу руки, присесть и т. д.). Этим снижается темп игры во избежание
травм. Вариант. У каждого игрока и водящего мяч. Упражнение выполняется с
ведением. При встрече игроки должны поменяться мячами.
«ТРЕТРТ ЛИШНИИ» Играющие становятся по кругу парами в затылок друг
другу (стоящий сзади обхватывает переднего за пояс), лицом к центру круга. Двое
играющих водят, один убегает, другой догоняет. Они становятся за кругом на
противоположных сторонах. По сигналу догоняющий начинает ловить соперника,
а тот, спасаясь, стремится встать впереди какой-нибудь пары. Этому препятствует
игрок, стоящий в паре сзади; он поворачивает переднего в разные стороны, не
давая присоединиться к нему убегающему. Передний игрок действует наоборот
сопротивляется заднему и стремится схватить за пояс убегающего. Если
догоняющий поймает соперника, они меняются ролями. Если убегающий
присоединится к какой-нибудь паре, стоящий сзади должен убегать от водящего.
Пары не должны сходить со своих мест, могут только поворачиваться, оставаясь на
своем месте.
«ЛОВЛЯ
Выбирается пара «ловцов», которые, взявшись за руки,
начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается
пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен попали два
игрока, они составляют новую пару. Затем две действующие пары ловят еще по
одному игроку, которые составляют третью пару, и т. д. Заканчивается игра, когда
на площадке остаются 1—2 участника; их объявляют победителями. Разрешается
«выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам
запрещается хватать играющих руками и силой втягивать в круг.
10
«ПЯТНАШКИ В ТРОЙКАХ». Участники делятся на тройки. Один
водящий. Его задача — запятнать игрока 1, которого прикрывает игрок 2. Водящий
старается обманными движениями обойти игрока 2 и прорваться к игроку 1,
который не имеет права отходить от партнера дальше чем на 1 м. Через каждую
минуту смена ролей. Выигрывает водящий, который сделает больше касаний.
Вариант. То же, но водящий и игроки 1 и 2 выполняют ведение мяча.
«ЗА МНОИ!». Участники располагаются, как спицы в колесе — в колонны
лучами. Один — водящий — бежит за игроками и, ударив стоящего последним в
какой-нибудь колонне, с возгласом «За мной!», заставляет всю группу бежать за
собой. Пробежав круг, каждый старается занять свое прежнее место. Последний,
оставшийся без места, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был
водящим или был им меньшее количество раз. Игру можно усложнить
передвигаться на одной ноге.
«КВАЧ СПИНОЮ К ВОРОТАМ». Игра проводится на площадке. Игроки
разбегаются по полю, а водящий ловит их. Игрок, до которого водящий дотронулся
рукой, становится водящим. Игроки имеют право передвигаться любым способом
(бегом, шагом), повернувшись спиною к тем воротам, на какой половине поля они
находятся. Игроку, который зашел в зону свободных бросков, пятнать
запрещается. Если игрок через 10—15 с не покинет эту зону, он становится
водящим.
«КТО БЫСТРЕЕ». Группа делится на две колонны, которые выстраиваются
в шеренги вдоль боковых линий площадки и рассчитываются по порядку. Первые
номера выходят с мячами к средней линии и стоят лицом в противоположных
направлениях на расстоянии 3—4 м друг от друга. По сигналу ведущего оба
подпрыгивают, ноги врозь, в безопорном положении сильно ударяют мячом о пол
под ногами за спину, приземляются и выполняют рывок вперед за мячом
соперника. Игрок, коснувшийся мяча первым, приносит команде очко. Затем
задание выполняют вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая
большее число очков.
Специальная физическая подготовка.
Важное
место
занимают
специально
отобранные
упражнения.
Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс
обучения техническим приемам баскетбола и создает предпосылки для
формирования более прочных двигательных навыков.
Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая
выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий
комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в баскетболе
мышц туловища, ног, рук.
Упражнения для развития быстроты: повторный бег по дистанции от 30 до 1
ООМ со старта и сходу с максимальной скоростью.
Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения руками и
ногами. Кувырки вперед, назад, перекаты в стороны с места, с разбега и с прыжка.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту
через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу,
на двух ногах.
11
Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых качеств: по
сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10 15...30 м, с
постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом,
спиной, боком к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе в различных
положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом.
Упражнения для развития качеств необходимых для правильной техники
броска мяча в корзину: сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,
круговые движения кистями с малыми гантелями и без гантелей. Отталкивание от
стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой, левой рукой.
Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в
ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка и
бросок с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во
внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей.
Упражнения для развития специальной выносливости: многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха.
Соревновательная подготовка (10 ч).
Первый год обучения — 1 соревнование (10 игр).
Техническая подготовка.
Техническая
подготовка
является
средством
игры,
обеспечивает
рациональные действия игроков в защите и нападении и позволяет
взаимодействовать партнерам внутри команды, вести противоборство. Активное
развитие игры привело к тому, что современная техника очень многообразна. Она
носит ярко выраженный динамический, наступательный характер, проста и
рациональна, сочетается с быстротой и скоростью перемещений, а также с
эффективностью и точностью. В настоящее время тактика в значительной мере
определяет характер выполнения приемов, благодаря чему движения приобретают
свою специфику у игроков разных амплуа и имеют большое разнообразие.
По характеру деятельности все движения можно разделить на два раздела:
технику нападения и технику защиты. В каждый из них входят группы
разнохарактерных движений, выполняемых с мячом и без мяча: техника
перемещений, техника владения мячом, техника овладения мячом и
противодействия приемам. В эти группы входят движения, имеющие разный
смысл для игры.
Так в группу техники владения мячом входят все движения, которые
баскетболист применяет для удержания мяча в своей команде, для приближения
его к корзине противника и завершения атаки.
В группу овладения мячом и противодействия приемам входят все движения,
основная цель которых — овладение мячом и не позволить противнику успешно
выполнить приемы.
В группу перемещений входят приемы, которые обеспечивают наиболее
удобные положения, перемещения игрока или способствуют прекращению
движения.
12
Каждый из приемов вначале изучается отдельно, а затем в сочетании друг с
другом. По мере овладения техникой учащиеся осваивают основы тактики - когда
лучше применять тот или иной прием.
Программный материал по технической подготовке.
Таблица №5
Этап
начальная
подготовка до 3-х
лет
Приемы игры
Прыжок толчком двух ног
Прыжок толчком одной ноги
Остановка прыжком
Остановка двумя шагами
Повороты вперед
Повороты назад
Ловля мяча двумя руками на месте
Передача мяча двумя руками сверху
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком)
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)
Передача мяча двумя руками с места
Ведение мяча с высоким отскоком
Ведение мяча со зрительным контролем
Ведение мяча на месте
Ведение мяча по прямой
Броски в корзину двумя руками от груди
Броски в корзину двумя руками снизу
Кувырки
Приставные шаги
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка это тренировочный процесс, направленный на
достижение эффективного применения технических приемов на фоне изменений
игровых условий с помощью тактических действий.
Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике
(индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и
календарные матчи, теория тактики баскетбола.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для применения технических
приемов и их сочетаний в индивидуальных действиях с учетом выполняемых
функций и применяющихся систем игры; против конкретного противника с учетом
его индивидуальных особенностей.
2.
Групповые действия: выбор момента и способа взаимодействия с
партнерами в зависимости от выполняемых функций, применяющихся систем игры
13
и конкретных тактических задач, групповые взаимодействия в соответствии с
планом игры.
З. Командные действия: нападение против зонного прессинга; применение
комбинаций в ходе игры; сочетание систем игры в нападении в ходе встречи;
выполнение намеченного плана командных действий в ходе игры; умение изменять
тактические действия команды в ходе встречи в зависимости от различных
факторов (результат, неожиданное действие противника, индивидуальные
особенности отдельных игроков и т.п.).
Теоретическая подготовка.
Основные темы: История развитие баскетбола. Физическая культура важное
средство физического развития и укрепления здоровья человека. Оборудование и
спортивный инвентарь. Гигиенические основы физической культуры и спорта,
гигиена обучающихся при занятиях спортом. Закаливание организма.
Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом. Правила вида
спорта. Режим дня и питание обучающихся.
Интегральная подготовка.
Интегральная подготовка направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно
реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим
обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми
разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных
условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной
подготовки. Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачи
Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную
реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена - технической,
физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе
тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из
сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и
методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения,
проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в
соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки,
обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех
сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в
условиях соревнований различного уровня;
специально-подготовительные
упражнения,
максимально
приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к
соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
Программный материал по интегральной подготовке.
Чередование подготовительных упражнений, подводящих и упражнений по
технике. Прыжки, преодолевая сопротивление резинового эспандера - передачи
мяча. Скоростно-силовые упражнения на тренажерах - броски мяча в корзину.
Упражнения для совершенствования навыков технических приемов
посредством многократного выполнения тактических действий.
14
Учебные игры. Система заданий, включающая основной программный
материал по технической и тактической подготовке.
Контрольные мероприятия и тестирование.
Прием вступительных нормативов по общей физической подготовке.
Контрольные испытания по общей и специальной подготовке в начале 2 и З года.
Контрольно-переводные испытания в конце учебного года.
Медицинские, медико-биологические мероприятия.
Углубленный медицинский осмотр 1 раз в год, медицинский осмотр перед
участием на соревнованиях.
Восстановительные мероприятия.
Проветривание помещений. Соблюдение температурных требований для
занятий в зале. Контроль спортивной формы, спортивного инвентаря
обучающихся. Самомассаж. Обеспечение здоровьесберегающих подходов в
организации учебно-тренировочных занятий.
Самостоятельная работа.
Работа по плану тренера-преподавателя в период отпуска
тренерапреподавателя 6 недель) и в праздничные дни, с учетом рекомендаций
планирования самостоятельной работы.). Общая физическая подготовка —32 часа,
специальная физическая подготовка — 8 часов, теория - 4 часов,
восстановительные мероприятия - 2 часов.
Учебно-тематический план по теоретической подготовке.
Таблица №6
Темы по теоретической
подготовке
Объем
времени
в год
Сроки
проведения
2
История развитие
баскетбола.
Физическая культура
важное
средство
физического развития и
укрепления здоровья
человека
Оборудование
и
спортивный
инвентарь
по виду спорта
Сентябрь,
апрель
1
октябрь
ноябрь
2
15
Краткое содержание
Возникновение игры. Этапы развития
баскетбола. Эволюция правил игры в
баскетбол и её влияние на развитие техники
и
тактики
игры.
Автобиографии
выдающихся спортсменов. Чемпионы и
призеры Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте.
Формы физической культуры. Физическая
культура
как
средство
воспитания
трудолюбия
организованности,
воли,
нравственных качеств и жизненноважных
умений и навыков. Значение ее для
укрепления здоровья, физического развития
граждан России в их подготовке к труду и
защите Родины.
Разновидности
инвентаря.
Правила
эксплуатации и безопасного использования
оборудования и спортивного инвентаря.
Гигиенические
основы
физической культуры и
спорта,
гигиена
обучающихся
при
занятиях спортом
Ноябрь,
май, июнь
2
1
Закаливание организма
июнь
1
Самоконтроль в процессе
занятий физической
культуры и спортом
январь
Декабрь,
август
Правила вида спорта
1
1
февраль
1
март
1
март
Режим дня и питание
обучающихся
Основы
подготовки
спортивной
Основы техники игры и
техническая подготовка.
Требования техники
безопасности при занятиях
баскетболом.
Сентябрь
1
16
Понятие о гигиене. Гигиеническое значение
кожи. Уход за телом, полостью рта и
зубами. Гигиенические требования к
одежде и обуви. Гигиеническое значение
водных процедур (умывание, обливание,
обтирание,
душ,
баня
купание)
и
естественных факторов природы (солнце,
воздух, вода), использование их для
закаливания организма спортсмена, правила
их применения. Соблюдение гигиены на
спортивных
объектах.
Гигиенические
требования к питанию спортсменов.
Знания и основные правила закаливания.
Закаливание
воздухом,
водой,
солнцем. Закаливание на занятиях
физической культуры и спортом.
Ознакомление
с
понятием
о
самоконтроле при занятиях физической
культурой
и
спортом.
Дневник
самоконтроля. Его формы и содержание.
Понятие о травматизм.
Классификация спортивных соревнований.
Команды (жесты) спортивных судей.
Обязанности
и
права
участников
спортивных соревнований. Система зачета
в спортивных соревнованиях по виду
спорта.
Расписание учебно-тренировочного
и учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное,
сбалансированное питание.
Понятие
о
процессе
спортивной
подготовки. Взаимосвязь соревнований,
тренировки и восстановления. Формы
организации спортивной тренировки.
Основные сведения о технике игры, о ее
значении
для
роста
спортивного
мастерства. Средства и методы технической
подготовки.
Классификация
приемов
техники игры. Анализ техники изучаемых
приемов игры. Просмотр видеозаписей игр.
Требования техники безопасности до начала,
вовремя и после занятий. Профилактика
спортивного травматизма.
1
Воспитание нравственных
и
волевых
качеств спортсмена.
Влияние
физических
упражнений на организм
спортсмена.
Декабрь,
февраль
Апрель
1
Формирование в процессе занятий спортом
нравственных понятий, оценок, суждений.
Инициативность,
самостоятельность
и
творческое
отношение
к
занятиям.
Регуляция
уровня
эмоционального
возбуждения.
Понятия об утомлении и переутомлении.
Причины утомления. Субъективные и
объективные признаки утомления.
5. Система контроля (контрольные и контрольно-переводные
нормативы (испытания)
Требования к участию обучающихся в спортивных соревнованиях соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся,
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно
Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта
«баскетбол». Наличие медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях, соблюдение общероссийских антидопинговых правил
и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями. Образовательное учреждение направляет обучающегося на
спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и
спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с Единым
календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных и спортивных мероприятий, и соответствующих положений
(регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Контрольно-переводные нормативы (испытания) этап начальной подготовки
по виду спорта «баскетбол»
Таблица №7
Упражнения
п/п
1.
1.1
1.2.
2
2.1.
2.2.
Единица
измерения
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
Нормативны общей физической подготовки
Челночный бег 3х10 м
с
10,3
10,6
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не более
110
105
Нормативы специальной физической подготовки
Бег на 14 м
с
не менее
3,5
4,0
Прыжок вверх с места со
см
не более
взмахом руками
20
16
17
9,6
9,9
не более
130
120
не менее
3,4
3,9
не более
22
18
6. План воспитательной работы.
Таблица №8
Направление работы
Мероприятия
п/п
1
1.1
Сроки
проведения
Профориентационная деятельность
Профессиональное
- профориентационные мероприятия: викторины, В течение
просвещение, диагностика, беседы, тематические групповые занятия, цикл
года
консультация и др.
занятий и др.
встречи с представителями учебных
заведений.
участие в конкурсах и спортивных
соревнованиях.
2.
2.1
2.2.
Здоровьесбережение
Организация и проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование
здорового
образа жизни
Режим питания и отдыха
Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание положений,
требований, регламентов к организации и
проведению
мероприятий,
ведение
протоколов);
подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта.
В течение
года
Практическая
деятельность
и В течение
восстановительные процессы обучающихся:
года
- формирование навыков правильного режима
дня с учетом спортивного режима
(продолжительности
учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных
мероприятий
после
тренировки,
оптимальное
питание,
профилактик
переутомления
и
травм,
поддержка физических кондиций).
2.3
Закаливающие процедуры.
Практическая
деятельность
и течение
восстановительные процессы обучающихся: года
- знание способов закаливания и укрепления
иммунитета).
3
Патриотическое воспитание обучающихся
18
3.1
3.2.
Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину,
уважение государственных
символов
(герб,
флаг,
гимн),
готовность к служению
Отечеству, его защите на
примере роли, традиций
и
развития вида спорта в
современном обществе,
легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в
регионе,
культура
поведения болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях
и
спортивных соревнованиях
и иных мероприятиях)
3.3 Ориентация учащихся
на
ценности
отечественной
культуры,
формирование
ценностного отношения к
семье, школе, Родине, к
её
культурноисторическому
прошлому.
4. Трудовое воспитание
Профессионаљного
самоопределения
соответствии
индивидуальными
способностям учащихся.
(формирование ценностных
установок,
уважительного
отношения к трудовой
Беседы,
встречи,
диспуты,
другие
мероприятия с приглашением именитых
спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с
обучающимися
и
иные
мероприятия,
определяемые организацией, реализующей
дополнительную
образовательную
программу спортивной подготовки.
В течение
года
Участие в:
В течение
года
физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия), награждения на указанных
мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией,
реализующей
дополнительные
образовательные
программы спортивной подготовки;
участие воспитанников в Первомайской
В течение
демонстрации;
года
посещение музеев выставок родного края и
т.д.
Участие в:
в - Субботники по благоустройству стадионов,
с спортплощадок, залов.
- Встречи с профессиональными спортсменами,
людьми, добившимися высоких результатов в
профессиональной, общественной деятельности.
- Изучение литературы по выбранному виду
спорта: история развития, выдающиеся
спортсмены, рекорды и др
19
В течение
года
деятельности, развитие
способности трудиться).
5.
Работа с родителями
Укрепление связи семьи и
школы
7.
Этап
спортивной
подготовки
Этап
начальной
подготовки
роведение
родительских
собраний
в
группах. ривлечение родителей к проведению
уристических
походов,
организации
мероприятий.
риглашение родителей на соревнования в
качестве зрителей, судей, участников,
помощников.
«Праздник спортивной дружбы», посвященный
дню защиты детей» с участием родителей.
В течение
года
План мероприятий, направленных на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним.
Таблица №9
Содержание мероприятия и его форма
Беседы о ЗОЖ.
Здоровое питание.
Особенности питания спортсмена,
занимающегося баскетболом. Проведение
лекций, викторин для спортсменов.
Проверка уровня знаний.
Сроки
проведения
в течение
года
Рекомендации по
проведению
мероприятий
Результат знание
примерного
правильного
рациона питания
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая
программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила соревнований,
являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования.
Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и
обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений
антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:
1.
Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в
пробе, взятой у спортсмена.
2.
Использование или попытка использования спортсменом запрещенной
субстанции или запрещенного метода.
3.
Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4.
Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
5.
Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей
допинг контроля со стороны спортсмена или иного лица.
6.
Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со
стороны спортсмена или персонала спортсмена.
20
7.
Распространение или попытка распространения любой запрещенной
субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8.
Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом
любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому
спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период.
9.
Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного
лица.
10.
Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
11.
Действия спортсмена или иного лица, направленные на
воспрепятствование или преследование за предоставление информации
уполномоченным органам.
21
8. Список литературы.
1, Степанова, М„М, Баскетбол, Методика обучения и спортивной тренировки
в баскетболе: учебное пособие М.М, Степанова, — Челябинск: Изд-во Челябинск,
гос„ пед ун-та, 2016 — 157 с,
2. Лепешкин В. А. Баскетбол. Подвижные и учебные игры [Текст] В. А.
лепешкин. - М.: Советский спорт, 2011, - 98 сл: ил.
З, Тригролов Баскетбол, Для всех и каждого: учебно-мегодическое пособие
Под общей редакцией Тригорлова В.В, 2007.
4, Гомельский Е Я, Материалы курса «Баскетбольная секция в школе»:
лекции 1-8. - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2(Ю9. - 124 с.
5, Нестеровский Д, И, 14561 Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб,
пособие штя студ. высш. учеб. заведений ИД. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер.
М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 336
6.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб.
для студ. ВЫСШ, пед, учеб, заведений Железняк, ЮМ, Портнов, В,П, Савин,
Лексаков•, Под ред. ОД. Железняка, Н).Мг Портнова. • 2-е изд., стереотип. • М.:
Издательский центр «Академия», 2004, - 520 с,
7.
Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика. - М.:
«Советский спорт», 2013. - 1048 с.
8.
Холодов Ж.К„ Кузнецов ВС, Теория и методика физ. Воспитания и
спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2007, -480 с,
9.
Приказ Минспорта России от 10.04.2013№114 «Об утверждении
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»,
10. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. .№1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Официальные Правила Баскетбола 2014, Российская Федерация
Баскетбола 2014г.
Перечень Интернет - ресурсов
1.
http: //www.mkoudush.edusite.ru/p 1aa1.html
2.
http: //www.slamdunk.ru
3.
http://www.russiabasket.ru
4.
https://shkola2-0.ru
215.
http://www.kes-basket.ru
6.
http://basketball-training.org.ua
7.
http//www. minsport. gov. ru/ - Министерство спорта РФ
8.
http//www.minsport. gov.ru/ - Комитет по ФКиС СПб
9.
http//www.minsport.gov.ru/ - Российское антидопинговое агентство
10.
http//www.minsport.gov.ru/ - Всемирное антидопинговое агентство
11.
http//www.minsport. gov.ru/ - Олимпийский комитет России
12.
http//www.minsport.gov.ru/ - Международный олимпийский комитет
22